Обсуждаем результаты анкетирования


 Результат анкетирования учащихся здесь!
Результаты анкетирования родителей здесь!

Размышляем над результатом....

– Редко кому из родителей удается избежать конфликтов с ребенком, когда тот приближается к кризисному возрасту – к 11–12 годам. Учеба – одна из самых больных тем.
В это время многие папы и мамы переживают ощущение бессилия и ненужности – дети перестают их слушаться. Поведение подростков резко расходится с тем, чего от них ждут взрослые. Ожидания родителей объяснимы: ребенку уже отдано много времени и сил, и пора что-то получить в ответ. Хочется, чтобы он хорошо учился, чтобы в его комнате был порядок, порой нужна его помощь и по дому. Но подросток протестует! И родители чувствуют, что он их не уважает, не признает, может быть, даже не любит.
Поверьте: такое поведение подростка не означает, что он вас не любит и вы ему не нужны!
А на самом деле?
На самом деле он учится самостоятельно исследовать мир и занимается формированием личности. Это главная задача возраста. Иногда для решения ее подростку приходится отказаться от привычных взглядов, способов, норм. И в этом процессе вы поможете, если будете поддерживать его поиски, признавать его способность принимать решения и нести за них ответственность. Это не значит, что родители должны позволять подростку делать все, что ему заблагорассудится. Важно поддерживать принятые семейные нормы. Они должны быть одинаковыми для всех членов семьи. Но нужно уважать подростка и его выбор, разговаривать с ребенком с тем же уважением, какого требуете от него по отношению к вам. Он растет – это требует изменений и от вас. Важно больше договариваться и уважать выбор ребенка, меньше требовать от него и не давить.

Он ищет свои способы «учебы»
Многие родители часто сталкиваются с ситуацией, когда ребенок отказывается делать уроки. В этот момент взрослым кажется, что ему надоело учиться и он ленится. Тогда они начинают пугать подростка ужасными последствиями такого поведения – печальными перспективами плохой работы, неустроенности в жизни. Часто ребенку говорят, что он пойдет работать дворником.
Как правило, результат таких прогнозов – уверенность подростка в том, что на него нельзя положиться и он вряд ли сумеет чего-либо добиться в этой жизни.
В этот момент подростка перестает интересовать учеба сама по себе (получение оценок, следование образцам). Он ищет собственные способы удовлетворить свой познавательный интерес, который в этом возрасте только возрастает. Часто эти способы (Интернет, «непонятные» книги, старшие друзья) родителями осуждаются. Но вы не сможете вернуть положение вещей, привычное в младших классах. Напротив, если поддержать и разделить с подростком его интересы, вы станете ему союзником, поможете ему организовать свои поиски и безболезненно перейти на новую ступень развития.
Как помочь?
Но не будьте в этом слишком настойчивы. Просто показывайте свое уважение и понимание  того, чем подросток интересуется, делитесь при случае своим видением, интересами и давайте понять, что вы готовы помочь, если ему это нужно. Так вы дадите сыну или дочери понять, какой смысл заключен в познании и учебе. Ребенок хочет достичь чего-то в жизни, реализовать свой потенциал – это свойственно любому человеку. Но если подросток плохо учится, это влияет на его представление о себе, на адекватность самооценки. Разговоры взрослых о плохой учебе школьника скорее усугубляют его ощущение несостоятельности.
Поэтому сейчас наша задача в том, чтобы помочь ему найти подходящие пути и способы преодоления сложностей и определить те сферы деятельности, в которых он по-настоящему может быть успешным.
А для этого важно поддержать интересы взрослеющего ребенка.

Уважаемые родители! Оставьте, пожалуйста, свои отзывы на проблему и свои предложения из собственного опыта (удачного или неудачного). Спасибо!

6 комментариев:

  1. Обучение в школе – одно из наиболее сложных и ответственных моментов в жизни детей, как в социально-психологическом, так и физиологическом плане. Изменяется вся жизнь ребенка: все подчиняется учебе, школе, школьным делам и заботам. Это очень напряженный период, прежде всего потому, что школа с первых же дней ставит перед учеником целый ряд задач, не связанных непосредственно с его опытом, требует максимальной мобилизации интеллектуальных и физических сил.
    Чтобы сохранить у ребенка желание учиться, стремление к знаниям, необходимо научить его хорошо учиться.
    Все родители мечтают, чтобы их дети хорошо учились. Но некоторые родители считают, что, отдав ребенка в школу, можно облегченно вздохнуть: теперь все проблемы, связанные с обучением, должна решать школа. Конечно же, школа не отказывается от своих обязанностей. Но это дело не только школы, но и родителей. Учителя объясняют детям приемы работы, а как усвоил ребенок эти приемы, как он их использует и использует ли вообще, остается вне поля зрения учителя. А у родителей есть полная возможность проконтролировать своего ребенка. Они могут оказать ту помощь, которую не может оказать учитель.
    Особенное значение в этом случае приобретает сотрудничество родителей и учителя, согласование их действий. Усилия семьи и школы в решении этой проблемы – едины. Помощь детям должна быть эффективной, грамотной и должна идти в трех направлениях:
    - организация домашнего труда школьника;
    - приучение детей к самостоятельности;
    - контроль за выполнением домашних заданий.
    У меня, как у родителя, в принципе не возникало и не возникает проблем во взаимоотношениях с дочерью. Возможно потому, что я пользуюсь советами ведущих психологов и педагогов. Вот некоторые из них, может быть, они помогут и Вам, уважаемые родители:
    1) Психологи доказали, что более половины детей, выполняя задания самостоятельно, испытывают тревогу: одни – потому, что слишком эмоциональны, другие – потому, что не уверенны в своих знаниях, третьи – потому, что боятся быть неуспешными. Самостоятельность редко появляется сама по себе. Как это ни парадоксально, самостоятельность детей – это результат ряда последовательных действий взрослых, а особенно родителей. Можно сказать, что если ребенок научился самостоятельно выполнять домашние задания, обращаясь за помощью к взрослым только в случае серьезных затруднений, - это серьезный шаг на пути к самостоятельному поведению, важный для ребенка опыт, который он сможет перенести в свою взрослую жизнь. Какое участие родителей будет способствовать формированию самостоятельности в выполнении детьми домашних заданий? С одной стороны важно оставлять ребенка наедине с заданием, для выполнения которых он уже владеет необходимыми навыками, с другой, если ребенок при этом систематически будет сталкиваться с затруднениями, которые не может преодолеть, он начинает воспринимать как непреодолимое препятствие саму ситуацию домашнего задания. Если вы уже сталкиваетесь с проблемой оттягивания ребенком времени выполнения домашнего задания как можно дольше, вплоть до сна, или если ребенок утаивает часть задания, это значит, что проблема уже существует. Какая же степень участия родителей в выполнении детьми домашних заданий наиболее оптимальна? Какие наши действия будут способствовать формированию самостоятельности детей?



    ОтветитьУдалить
  2. 2) Ответить на эти вопросы поможет правило, сформулированное для родителей Ю. Б. Гиппенрейтер: «Если ребенку трудно, и он готов принять вашу помощь, обязательно помогите ему. При этом возьмите на себя только то, что он не может выполнить сам, остальное предоставьте делать ему самому». Возможно, вы уже оказались в ситуации, когда ребенок не выполняет работу самостоятельно и вам приходится сидеть рядом с ним. Во-первых, это вовсе не значит, что ребенок не умеет действовать сам. Видя, что родители готовы постоянно находиться рядом, ребенок сознательно решает ничего не делать самостоятельно. Кое-кто просто перестает работать, как только родитель отходит. В таком случае, надо двигаться постепенно. Несколько дней подряд взрослым целесообразно садиться как можно дальше от ребенка, выполняющего домашнее задание. Постепенно родителям следует увеличивать расстояние между собой и школьником, пока он не станет работать полностью самостоятельно.
    3) Как учитывать особенности нервной системы ребенка при выполнении домашних заданий? Ученые выделяют два основных типа нервной системы, каждая из которых характеризуется определенными чертами и проявляется в особенностях работоспособности. Так, например, у учащихся обладающих «сильной» нервной системой утомление наступает позже и они постепенно втягиваются в работу, поэтому, если у ребенка нет своих особых предпочтений, при подготовке уроков лучше придерживаться последовательности заданий от легких к трудным. Учащиеся со «слабой» нервной системой утомляются гораздо быстрее и им необходим специальный отдых после школьных занятий, а также частые перерывы во время подготовки заданий. Такие ребята в большей степени испытывают потребность в полной тишине и уединении для занятий. Последовательность выполнения заданий должна быть от трудных к легким. Для успешного выполнения домашних заданий им так же необходим четкий ритм занятий и создание необходимых условий. Например, после 25 минут занятий следует сделать перерыв на 5—10 минут, во время которого целесообразно выполнить несколько физических упражнений.
    4) Как поддержать чувство успешности ребенка при выполнении домашних заданий? Родитель может поддержать чувство успешности ребенка, если будет правильно реагировать на его успехи и ошибки. Как правило, родители в первую очередь обращают внимание на ошибки своих детей. Взрослым стоит взять за правило отмечать, как хорошо школьник выполнил те задания, которые сделаны без ошибок. А относительно заданий, в которых допущена ошибка, сказать ребенку: «Я думаю, что если ты еще раз проверишь этот пример, то у тебя может получиться несколько другой ответ». Это побудит ученика вернуться к заданию без отвращения и чувства бессилия.

    ОтветитьУдалить
  3. 5) Иногда целесообразно проверять домашнее задание по частям, сразу после того, как школьник решил задачу, выполнил упражнение. Для многих детей важно немедленно получить подтверждение, что все сделано без ошибок или как можно быстрее исправить погрешности в работе. Таким образом, ребенок достаточно быстро может получить обратную связь относительно хода выполнения уроков. У него возникает желание хорошо выполнить следующее задание.
    6) Для того чтобы у ребенка закрепилось позитивное отношение к учебе, огромное значение имеют положительные эмоции, переживаемые в процессе обучения и в том числе при выполнении домашних заданий. Поэтому при подготовке домашних заданий постарайтесь давать ребенку больше позитивной обратной связи, обращайте его внимание на то, что у него получается лучше всего, реагируйте эмоционально на его успех. И, наоборот, если ребенок допускает ошибку, укажите на нее спокойным, ровным тоном.
    7) В этой связи, становится очень важным эмоциональное состояние самого родителя. Выполняя с ребенком домашние задания, позаботьтесь о своем эмоциональном настрое: если вы чем-то огорчены или расстроены, дайте себе время отдохнуть, переключиться и только после этого садитесь за уроки. Если вам трудно переключиться, и вы испытываете сильные негативные переживания во время приготовления ребенком уроков, то, возможно, лучше перепоручить это другому человеку (родственнику, педагогу и т. д.). Выполняя эти рекомендации, вы сбережете и свои взаимоотношения с ребенком, и поможете ему поддержать познавательный интерес.
    Если вы решили помогать ребенку в приготовлении домашних заданий, ПОСЛУШАЙТЕ основные правила организации индивидуальной помощи ребенку дома, которые способны принести ему действительно пользу, а не вред.
    • Выполняйте домашние задания вместе с ребенком, а не вместо него.
    • Постарайтесь убедить ребенка в том, что добросовестное выполнение уроков значительно облегчает выполнение классных заданий, что дома можно выяснить все то, о чем он не смог спросить в школе и без стеснения потренироваться в том, что пока не получается.
    • Выполняйте с ребенком только то, что задано в школе. Не стоит перегружать школьника дополнительными заданиями. Помните, что ребенок находится в школе 4-5 часов, а затем его рабочий день продолжается, когда он продолжает делать уроки дома. Жизнь ребенка не должна состоять только из школьных заданий.
    • Работайте спокойно, без нервотрёпки, упреков, порицаний. Постарайтесь каждый раз найти, за что можно похвалить ребенка. При неудаче повторяйте задания, давая аналогичные.
    • Никогда не начинайте с трудных заданий, усложняйте задания постепенно. В ходе занятий очень важно подкреплять каждый правильный шаг ребенка, так как уверенность в правильном выполнении помогает.
    • Усложняйте задания только тогда, когда успешно выполнены предыдущие. Не спешите получить результат, успех придет, если ребенок будет уверен в себе.
    • Если необходимо внести коррективы по ходу работы, делайте это немедленно, так как ребенок может “заучить” ошибку. Но избегайте слов “ты делаешь не так”, “это неправильно”.
    • Для того чтобы ваша работа с ребенком была более эффективной, она должна быть систематической, но непродолжительной. Кроме того, необходимо, чтобы эта работа не была нудной, дополнительной, тяжелой нагрузкой, цель которой ребенок не знает и не понимает.
    В конце концов, радуйтесь тому, что у вас есть такое счастье – с кем-то делать уроки, кому-то помогать взрослеть!!!
    Как видите, если взять совсем немного психологических знаний, добавить к ним терпение и доброжелательность и сдобрить все это огромным желанием понять своего ребенка – получится тот самый рецепт «правильной» родительской помощи, которая направит Вашего ребёнка на покорение новых вершин и будет постоянно поддерживать в нем огонек любви к познанию.

    ОтветитьУдалить
  4. Помочь ребенку пережить подростковый период безболезненно можно. Для этого необходимо учесть особенности обучения каждого подростка:
    Не стоит возбуждать или раздражать ребенка приказным тоном. Следует общаться с ним на равных.
    Стоит обеспечить подростку необходимые физические нагрузки. В этот период оттачиваются гибкость и ловкость, а также пластичность движений.
    Обязательно нужно поддержать растущий организм комплексом минералов и витаминов.
    Важно следить за полноценным отдыхом подростка.
    Следует интересоваться жизнью школьника, его настроением, проблемами и страхами.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Уважаемые мамы! Благодарю Вас за откровенные комментарии по насущному вопросу. Но хотелось бы узнать и мнение пап, которые наверняка принимают участие в воспитании детей. Или нет?....

      Удалить
    2. Считаю, что главное уважать ребёнка и принимать его таким, каким он есть. Подавать хороший пример. Ну и конечно быть готовыми к тем переменам, которые происходят с ребёнком.

      Удалить